В ряде исследований советских психологов было показано, что в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением, организацией себя на достижение или преобразование чего-либо. В ролевой игре образ поведения другого человека выступает для ребенка как регулятор его собственного поведения. Принятие игровой роли оказывает существенное положительно влияние не только на управление внешним поведением ребенка, но и на овладение собственными познавательными процессами. Существует множество данных, доказывающих положительное влияние игры на разные формы произвольности.
Ролевая игра естественно и гармонично сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого, инициативного, произвольного действия: с одной стороны – повышение мотивационности (выполнение эмоционально привлекательной для ребенка роли оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение), с другой – осознанности поведения (при выполнении роли существует своеобразное раздвоение, рефлексия, образ, заданный в роли, выступает одновременно и как ориентир поведения, и как эталон для контроля).
Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития этих важных сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования волевого, произвольного поведения ребенка.
Жизнь ребенка в современном обществе жестко регламентирована, оставляет ему мало свободы для выбора, для авторского действия, особенно в социальной сфере. Жизнь в современном обществе предельно открыта и требует постоянного самоопределения, самостоятельности и ответственности от своих членов. Подготовится к такой жизни полноценно возможно лишь имея опыт таких действий – самостоятельных, активных, социально значимых, инициативных – совершаемых детьми в игре.
Игра обеспечивает ребенку пространство свободы и самоопределения прежде всего в выборе темы игры, роли (содержания), в выборе круга общения и группы для совместной игровой деятельности. Игра – это пространство проб для ребенка, но это пробы, в которых происходит саморазвитие, реализация качеств, формирование социальной компетентности и ответственности, не носящее обязательного внешне регламентированного характера и потому обеспечивающее всестороннее развитие ребенка.
При этом, важное условие для взрослого, как уже отмечалось ранее: организовать игры так, чтобы дети приводили их к концу. Тогда, понемногу усложняясь, игра будет постепенно приучать их ставить все более и более отдаленные и устойчивые цели своей деятельности и, тем самым, незаметно для самого ребенка, перейдет в работу, личностное качество – самостоятельность, активность, инициативность.
Подводя итог сказанному выше, хочется выделить, что развитие человека протекает во взаимодействии его с различными факторами среды. В становлении в личности человека самостоятельности, произвольности, самоорганизации важную роль играют:
Во-первых, свобода, наличие свободного пространства для свободных, автономных, авторских действий;
Во-вторых, общение и взаимодействие между ребенком и взрослым, которое способствует развитию у ребенка произвольности, осознанного поведения, формированию коммуникативных навыков;
В-третьих, совместная деятельность детей и взрослых, способствуют развитию личности ребенка в целом, а именно формированию произвольности, осознанности поведения, высших психических функций, коммуникативных навыков;
Полезная информация:
Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе
непрерывного педагогического образования
Кадровое обеспечение в системе образования представляет собой управление кадровыми ресурсами, нацеленное на повышение профессионализма педагогических работников и, в конечном счёте, – на повышение педагогической и социальной эффективности образования. Проблема кадрового обеспечения любой отрасли, л ...
Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе
воспитания с учетом современных требований
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает ...
Развитие творческих способностей детей средствами музыкального искусства
На музыкальных занятиях в классах коррекционно-развивающего обучения используют различные виды деятельности: 1) пение; 2) игру на музыкальных инструментах; 3) психогимнастику, 4) музыкальный театр, 5) фольклор. Занятия по музыке значительно расширяют круг представлений таких детей и тем самым спосо ...