Если характеризовать интерес как один из компонентов учебной мотивации, то нужно учитывать, что в повседневном бытовом и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т. д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И. Гербарт). Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес – это сложное неоднородное явление. Интерес, согласно А.К. Марковой, «может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и высший уровень – преобразующий интерес». Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но выполнение которой является условием выполнения интересующей человека деятельности.
Исследователи данной проблемы разделили интересы на несколько видов вследствие их разнообразия у детей. В частности А.Г. Ковалевым составлена следующая классификация:
1. По содержанию (направленности):
а) материальный (с подвидами);
б) общественно-политический;
в) профессионально-трудовой;
г) познавательный: учебный, специально научный;
д) эстетический;
е) читательский;
ж) спортивный и другие.
2. Непосредственный, опосредствованный:
а) непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе – овладению знаниями, процессу труда, творчеству. Я.Л. Коломинский связывает его с какой-либо потребностью.
б) опосредствованный – интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам. Я.Л. Коломинский связывает его с осознанием жизненной значимости (Коломинский, 1980).
3. По уровню действенности:
а) пассивный – созерцание;
б) активный – действие.
4. По объему (характеризует структуру интересов личности):
а) широкий – многим интересуется, глубоко разбирается;
Полезная информация:
Значение изучения иностранного языка
Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностранного языка закладывает основы иноязычной речевой деятельности, явл ...
Сущностная характеристика познавательного интереса
Среди различных психологических феноменов большое внимание уделяется интересам. По противоречивости суждений о природе и сущности интереса это понятие не уступает другим, рассматриваемым в качестве побудителей активности человека. Во многих работах интерес определяется как потребность человека к по ...
Информатизация общества и образования. Информационные системы в образовании
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцировани ...