Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является
формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно - эстетических отношений. Поэтому в процессе социально-педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
Коллектив - контактная группа, характеризующаяся общностью общественно значимых целей ее членов, высоким уровнем организованности, сплоченности, психологической совместимости.
Ученический коллектив - группа учеников, объединения общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающиеся сплоченностью, общей ответственностью.
Утверждение ведущей роли коллектива в формировании и становлении личности в советские времена стало одним из главных отличий отечественной системы от зарубежных систем. То, что стратометрическая концепция А.В. Петровского получила всемирную известность в психологической науке так же, как и теория поля Курта Левина, было обусловлено повышенным вниманием советских ученых к феноменологии коллектива.
Динамические характеристики коллектива рассматривались Е.Н. Каменской, А.А. Деркача, А.Н. Сухова, Т.А. Ивановой и В.В. Ивановым. Количественные характеристики малых групп, такие как сплоченность, экспансивность, конформность, ценностно-ориентационное единство, референтность, нашли описание в исследованиях В.С. Агеева, М.И. Еникеева, С.А. Богрецова, Я.Л. Коломинского, В.М. Козубовского, В.А. Семиченко, Н.Н. Обозова и других.
Особенности развития ученических коллективов раскрыты в трудах Е.Н. Каменской, В.А. Чикер, Л.Г. Почебут, Н.И. Шевандрина, И.Н. Фридмана.
Не смотря на богатейший теоретический и эмпирический материал, накопленный в сокровищнице социальной психологии групп, современные руководители всех уровней испытывают определенные затруднения в вопросах сплочения коллектива, устранения конфликтных зон в нем и формирования благоприятного психологического климата.
Анализ социальной и педагогической литературы позволяет выявить противоречие между необходимостью обоснованного применения различных форм работы по сплочению ученического коллектива в учебно-воспитательном процессе и недостаточностью изученности данного вопроса в теории.
Для преодоления возникшего противоречия, была сформулирована проблема исследования: каковы формы работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива?
Существование объективной проблемы, необходимость ее решения и наличие для этого определенных теоретических предпосылок свидетельствуют об актуальности выбранной темы исследования: "Формы работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива".
Объект исследования: система работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива.
Предмет исследования: формы работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива
Цель исследования: выявить формы работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать ученический коллектив;
2. проанализировать работу социального педагога школы по формированию ученического коллектива;
3. изучить формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива;
4. разработать программу изучения опыта работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива;
5. разработать методические рекомендации, направленные на сплочение ученического коллектива.
Методы исследования:
теоретические: анализ и синтез, сравнение и обобщение;
эмпирические: анализ литературы и документов, опрос, беседа, изучение опыта.
Полезная информация:
Жидкокристаллические дисплеи
Жидкокристаллический дисплей (ЖКД) представляет собой специальную компьютерную приставку - плоский выносной дисплей, позволяющий проецировать информацию непосредственно из компьютера или видео источника через обычный графопроектор на большой экран. Панель ЖКД кладется на рабочее поле графопроектора ...
Гимнастика в формировании культуры движений детей младшего школьного
возраста
Рассмотрим значение движений для культурного развития детей. Двигательная активность положительно влияет на все психологические функции детей. Например, в исследованиях психологов показана прямая корреляционная связь характера двигательной активности с проявлениями восприятия, памятью, эмоциями и ...
Алгоритм игрового занятия
Игровых занятий может быть сотни разновидностей. Это разнообразие форм позволяет адаптировать игру к всевозможным условиям ее проведения, выбрать тот вариант, который преподаватель считает наиболее целесообразным. Для того чтобы охарактеризовать эти разновидности, сначала необходимо ознакомиться с ...