Игровые технологии в современной педагогике

Естественное включение игры в учебную деятельность младших школьников с ЗПР преемственно связывает игровые технологии с общепедагогическими. И те и другие, направленно используемые в обучении и развитии младших школьников, раскрываются в системе методически сформулированных процедур, подчиненных определенному дидактическому обоснованию. Игровые технологии, дополняющие учебные и имеющие с ними общие признаки, тем не менее, реализуют уже не ведущую, а ведомую деятельность младших школьников. В сочетании с ведущей они составляют единое направление педагогической работы, ставящей своей целью овладение учебной деятельностью, но, естественно, при подчинении игровых технологий структурно-содержательным особенностям именно этой деятельности и, следовательно, при повторении ими типологии учебных заданий.

Наряду с функцией преодоления «недостатков» игрового детства (особенно характерных для детей риска), игровые технологии наделены функциями профилактики и коррекции интеллектуальных умений, приоритетно значимых для формирования учебной деятельности младших школьников с ЗПР. Многозначность, многофункциональность игровых технологий, используемых в работе с младшими школьниками, состоит также в том, что их диагностические возможности позволяют наблюдать процесс овладения учебной деятельностью не только в условиях выполнения школьниками определенных учебных заданий, но и в играх. Игры с некоторыми изменениями, вызванными необходимостью их соотнесения с программой формирования общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность младших школьников, заимствованы у разных авторов (А. Бондаренко, А. Барташников и И.А. Барташникова, Е.А. Катаева и Е.А. Стребелева и др.).

Промежуточное положение между игрой и учебной деятельностью занимают действия детей с рабочей тетрадью — дидактическим пособием, разработанным Е.А. Младковской.

Эта работа предусматривает укрепление осмысленности и самостоятельности действий детей при обращении к текстам тетради, сопровождаемым рисунками и схемами. Особое значение использования этого пособия состоит в возможности оказать ребенку существенную помощь при овладении словесно-логическим мышлением с одновременной опорой на наглядно-образное (художественное) мышление.

Задания рабочей тетради, дополняющей учебники по чтению, рассчитаны на содействие младшим школьникам в формировании и развитии общеучебных интеллектуальных умений в их соотнесении с типологией учебных заданий, отражающих структурно-содержательные особенности учебной деятельности. Следует подчеркнуть, что игра и учебная деятельность составляют пограничные и преемственные формы жизнедеятельности младших школьников с ЗПР.

Значение игры в жизнедеятельности младших школьников, естественность сочетания игры и учебной деятельности отражают реальную направленность современной школы на решение проблемы максимального развития каждого ученика и одновременно — на совершенствование содержательных и процессуальных составляющих знаний учащихся (непосредственно знаний и учебных умений). Главным же, определяющим все принципиальные подходы, становится формирование у детей умений учиться, самостоятельно приобретать знания — качества столь необходимые как в школе, так и за ее пределами на протяжении всей жизни человека.

Конкретную роль игровых технологий в профилактике, формировании учебной деятельности младших школьников с ЗПР и коррекции ее недостатков иллюстрируют примеры игр (см. приложение № 2).

Полезная информация:

Особенности личности детей с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнуто ...

Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников
Термин "полевая" экология не является общепринятым в российском экологическом образовании и был введен в практику образования автором данной статьи в начале 90-х годов. Под этим словосочетанием мы понимаем такие формы и методы экологического образования, которые помогают учащимся непосред ...

Интеграция регионоведения в обучение иностранному языку
Рассмотрим принципы построения интегрированного курса на примере интеграции регионоведения в обучение иностранному языку. Принцип учета региональной специфики важен на всех этапах работы, но наибольшее значение он имеет для отбора регионального содержания курса. Региональная специфика складывается ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru