Сначала хотелось бы привести слова знаменитого немецкого философа Гёте, он говорил, что самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет.
Ребенок всегда глубоко переживает и страдает, если разрушается семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда всё происходит в высшей степени вежливо, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильное переживание. Конечно, можно помочь ребёнку справиться с трудностями роста в разделённой семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым остаётся малыш. Если же разделение происходит в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются наиболее остро.
Обстоятельства, которые сказываются на психологическом развитии ребёнка в подобной ситуации:
1. Разделение семьи или развод супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрывать от ребёнка и которые сильно волнуют его. Кроме того, родители занятые своими ссорами, с детьми тоже обращаются плохо, даже если полны намерений уберечь его от разрешений собственных проблем.
2. Ребёнок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает, открыто своих чувств. Кроме того, он воспринимает уход отца, как отказ от него. Ребёнок может сохранять эти чувства многие годы.
3. Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена пойти на службу и в результате может уделять ребёнку меньше времени, чем прежде. Поэтому ребёнок чувствует себя отвергнутым и матерью.
4. Какое-то время после разделения семьи или развода отец регулярно навещает ребёнка. Во всех случаях это глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод для ребёнка окажется ещё мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчуждённо, ребёнок начинает спрашивать себя, почему, собственно он должен с ним видеться. И в результате у него может возникнуть комплекс вины. Если родители охвачены желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребёнка вредным взором, ругая друг друга и ломая тем самым психологическую опору, которую обычно получает малыш в нормальной семье.
5. В этот момент ребёнок может воспользоваться расколом семьи, сталкивать родителей друг с другом и извлекать из этого нездоровые преимущества. Заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребёнок будет вынуждать их баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут вызвать их одобрение.
6. Отношения ребёнка с товарищами нередко портятся из-за нескромных вопросов.
7. С уходом отца дом лишается мужского начала. Матери труднее водить его на стадион и прививать ему чисто мужские интересы. Ребёнок больше не видит столь же отчётливо, какую роль в доме играет мужчина. А что касается девочки, то её правильное отношение к мужскому полу легко искажается из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Кроме того, её представления о мужчине не на основе естественного, изначального знакомства с ним на примере отца и, потому может оказаться неверным.
8. На мальчишек, так или иначе, отражаются страдания матери. В новом положении женщине конечно, гораздо труднее выполнить свои материнские обязанности.
Таким образом, распад семьи или развод, исходя из выше перечисленного, оказывает своё негативное влияние не только на отношение мужчины и женщины, но и наносит серьёзный удар по детям, и последствия этого удара будут сказываться на протяжении всей жизни, как родителей, так и детей.
Полезная информация:
Педагогическое
мастерство учителя начальных классов в контексте модернизации современной школы
Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования. Основным ...
Задачи адаптивной физической культуры детей с ДЦП и принципы коррекционной работы
Задачи адаптивной физической культуры детей с ДЦП можно разделить на несколько групп. В первую группу входят те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми ‑ это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные. Вторую группу составляют двигательные коррекцион ...
Разработка урока по теме: «Цветовое решение интерьера детской
комнаты»
Тема урока: Цветовое решение интерьера детской комнаты. Цель: Сформулировать у учащихся знания о роли цвета в проектировании детской комнаты. Задачи: Образовательная: изучить психологические особенности восприятия цвета, роль цвета в создании интерьера детской комнаты. Развивающая: развитие творчес ...