развивающую задачу, которая связана с развитием у ребенка психофизических процессов, его мышления и др. (создать условия для развития…, способствовать развитию…, развивать…).
воспитательную задачу, реализация которой направлена на формирование личностных, психофизиологических, профессиональных качеств школьников (воспитывать ответственность, дисциплинированность и др.).
Причем все три задачи ставятся обязательно ко всей изучаемой теме на первом уроке, а на последующих уроках должна обязательно присутствовать только образовательная задача, воспитательная же и развивающая могут и не ставится, так как они относятся ко всей теме.
Воспитательная цель ставится при организации воспитательной работы в школе, классе. Она тесно связана с идеалом, задачами, функциями, содержанием, направлениями воспитания. Целью воспитательной системы является становление гуманистической личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национальным наследием, реализации прав и обязанностей. Воспитательная цель ставится как ко всей воспитательной работе в классе, так и к каждому воспитательному мероприятию.
Цели воспитания имеют исторический характер и меняются вместе с развитием общества, часто предвосхищают события, предлагая новые пути в воспитании и образовании. В обществе, имеющем различные социальные слои и группы в один и тот же исторический период цель воспитания определяется по-разному. Цели воспитания зависят от уровня развития общества, его экономических возможностей, политической структуры и исторических традиций. Цель, сформулированная одинаково, в разные исторические эпохи имеет неодинаковое содержание.
Общей целью как идеала воспитания является разностороннее гармоническое развитие личности.
Разностороннее развитие подразумевает:
телесное здоровье;
психические способности;
социальное развитие;
духовное развитие.
Гармоническое воспитание и развитие предполагает гармонию отношений индивида с окружающим миром, природной и социальной средой и с самим собой.
Именно в этом смысле мы говорим о разностороннем гармоническом развитии личности как цели и идеале воспитания.
Эта цель выступает как идеал, но в настоящее время из-за отсутствия экономических возможностей неосуществима. Поэтому по «Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Учеными ведется поиск новых подходов и формулировок цели воспитания, которые рассчитаны на гуманизацию и демократизацию воспитательной системы.
Полезная информация:
Критическое мышление. Тренинг для учащихся
Развитие навыков критического мышления, наряду с основами компьютерных технологий и способностью к совместной деятельности, является ключевой целью в развитии выпускника школы. Критическое мышление включает умение решать проблемы. Таксономия уровней познания Блума представляет собой модель, включаю ...
Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками
школы, ведомствами и семьями учащихся
Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу и т.д. Социальная педаг ...
Модели введения и распространения профильного обучения
Для данного исследования были выбраны в качестве базовых следующие концептуальные положения, содержащиеся в указанных работах: – управление образованием на любом уровне является системным, многофакторным процессом, требующим учёта как внутренней (в рамках образовательной системы), так и внешней (со ...