План-конспект лекции. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, так как со временем трудно восстановить их по памяти.
План-конспект семинара. Термин «семинар» имеет несколько значений. Если речь идет об учебном семинаре в школе или в вузе, то это особая форма проведения занятия, подразумевающая совместное обсуждение той или иной темы. Привычной форма семинара является для вузов. А вот в школе такое занятие относят к нетрадиционным формам.
Оптимизация является одним из важных принципов организации учебной деятельности. Без овладения умением оптимизировать сам учебный процесс преподаватель будет ограничиваться лишь внешними признаками научной организации педагогического труда — улучшать расположение приборов, применять технические средства, совершенствовать дидактические материалы, но не будут касаться самой его сердцевины — выбора и осуществления наилучшего для данных условий варианта процесса обучения.
Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без “изъянов”. Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим — при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации.
Для проведения исследования были выбраны три метода обучения - лекция, практическое занятие и открытое занятие по дисциплине «Экономика». По всем трём методам были составлены планы-конспекты и проведены занятия.
Выбор наиболее эффективных методов обучения – один из центральных моментов оптимизации учебного процесса.
Чтобы овладеть методикой выбора методов обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них.
Методы обучения подразделяются на 3 большие группы:
Методы организации учебно – познавательной деятельности
Методы стимулирования учебно – познавательной деятельности
Методы контроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности.
Каждая из названных групп методов состоит из ряда конкретных методов обучения. Так, при организации учебно-познавательной деятельности применяются в первую очередь словесные методы (рассказ, лекция, беседа), наглядные методы, практические методы (упражнения, лабораторные опыты). Все эти методы обеспечивают передачу учебной информации учителем и восприятие её обучающимися посредством слушания, наблюдения, практических действий
Группу методов организации учебно-познавательной деятельности так же подразделяют на проблемно-поисковые и репродуктивные методы, имея в виду, как осуществляют ученики усвоение нового учебного материала – путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями или же репродуктивного запоминания учебной информации, сообщаемой преподавателем.
Практика показала, что, чем богаче представления педагога о многообразии методов, тем эффективнее, действеннее становится избираемый комплекс методов, и их палитра позволяет сделать процесс обучения особенно удачным.
Суть и логика излагаемой в данной курсовой работе точки зрения состоит в следующем. Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому метод обучения как способ достижения цели представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта, составляющего источник и аналог состава содержания образования.
Социальный опыт - это совокупность деятельностей, накопленных человечеством в процессе познания объективного мира, т.е. в результате его "распредмечивания". Социальный опыт, будучи аналогом содержания образования, представляет собой систему четырех видов содержания: 1) знаний о природе, обществе, технике, человеке и способах деятельности; 2) опыта осуществления способов деятельности, т.е. реализации знаний о них; 3) опыта творческой деятельности; 4) опыта эмоционально-чувственного отношения к миру и его объектам. Поэтому и содержание образования состоит из тех же взаимосвязанных элементов.
Полезная информация:
Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста
с ОНР
Цель формирующего этапа исследования: апробирование на практике комплекса мероприятий по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебно-воспитательного процесса. Задачи формирующего этапа исследования: 1) подготовить предметно-развивающую среду для проведени ...
Заключительное занятие по теме «Законы движения Ньютона»
Целью заключительного занятия является систематизация и обобщение знаний учащихся по теме. Может быть рекомендован следующий план проведения этого занятия. 1.Предмет и задачи динамики. 2.Основные понятия динамики. 3.Масса. 4.Сила. 5.Первый закон Ньютона (формулировка закона, его проявления в природ ...
Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией
познавательной активности
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, чт ...