Пути совершенствования курса информатики

Анализ опыта преподавания курса основ информатики и вычислительной техники, новое понимание целей обучения информатике в школе, связанное с углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого учебного предмета показывают необходимость выделения нескольких этапов овладения основами информатики и формирования информационной культуры в процессе обучения в школе.

Первый этап (II — IV классы) — пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т. д.

На втором этапе (V — VI классы) происходит углубление первоначальных знаний, закрепление навыков использования компьютера в повседневной жизни.

Третий этап (VII— IX классы) — базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Изучение базового курса формирует представления об общности процессов получения, преобразования, передачи и хранения информации в живой природе, обществе, технике.

Целесообразность переноса начала систематического изучения информатики в V — IX классы помимо необходимости в условиях информатизации школьного образования широкого использования знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени обусловлена также двумя другими факторами: во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого возраста как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной ролью изучения информатики для развития мышления, формирования научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы. Представляется, что содержание базового курса может сочетать в себе все три существующие сегодня основные направления обучения информатике в школе, отражающие важнейшие аспекты общеобразовательной значимости информатики:

1) мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, специфике самоуправляющихся систем, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

2) пользовательский аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий;

3) алгоритмический (программистский) аспект, связанный в настоящее время уже в большей мере с развитием мышления школьников.

Четвертый этап (Х — XI классы) — продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки, школьников.

Данная программа объединяет несколько программ обучения, а также дополняет их. В частности, программа третьего и четвертого этапов соответствует государственному стандарту и дополнена более глубоким изучением предлагаемых в стандарте программ и дополнительным изучением программного обеспечения (издательских систем, пакета программ Corel).

Программа первого (пропедевтического) этапа обучения основана на совмещении двух линий — алгоритмической и пользовательской. Урок в II — IV классах делится на две половины (по 20 — 25 мин). Первая половина урока отводится на изучение алгоритмической линии (безмашинный метод), вторая половина — пользовательской линии (с применением компьютера). Деление урока обусловлено тем, что детям 6 — 10 лет по медицинским показаниям не рекомендуется проводить за компьютером непрерывно более 20 — 25 мин.

Программа пользовательского аспекта для учащихся II — XI классов приведена ниже.

Представляет собой программы обучения по двум линиям обучения (алгоритмической и пользовательской) (II — IV классы) и по пользовательской линии (V — XI классы), соответствующей программе курса.

Полезная информация:

Управление познавательной деятельностью студентов при использовании информационной технологии обучения
Управление познавательной деятельностью обучаемых–необходимая составная часть дидактического процесса. Во многих педагогических монографиях и диссертациях достаточное внимание уделяется рассмотрению особенностей этого процесса. Причем в них доказывается, что любая учебная деятельность всегда управл ...

Виды задач и способы их решения
Задачи по физике разнообразны по содержанию, и по дидактическим целям. Их можно классифицировать по различным признакам. По способу выражения условия физические задачи делятся на четыре основных вида: текстовые, экспериментальные, графические и задачи рисунки. Каждый из них, в свою очередь, разделя ...

Совместная деятельность как средство развития ребенка
Поскольку, социальная среда средней школы предъявляет повышенные требования к личностным особенностям и способностям ребенка, а именно к наличию определенного уровня самостоятельности и произвольности, к наличию способности устанавливать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми, к на ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru