Исследования классных руководителей

Страница 2

В некоторых классах отмечается важность классного руководителя как помощника в учебных делах, как эксперта.

Такие ролевые позиции, как «умелец», «фасилитатор», «старший друг», видимо, не получают реализации, что следует из советов школьников классному руководителю. «Он должен дружить, а не руководить»; «он должен стать нам верным другом» и т.п.

Вторая. Очевидно, что для большинства подростков значимость личности классного руководителя определяется, прежде всего, его способностью вносить ценностный вклад относительно группы как целого, создавать «развивающий» климат в классе, строить «помогающие» отношения, заботиться об успехах и самореализации школьников. Следствием этого выступает чувство удовлетворенности подростков различными аспектами жизни класса, ощущение полноты и содержательности жизни в школе, чувство уверенности в себе и ощущение самоценности. Третья. Компетентность классного руководителя как опыт, обеспечивающий эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми, позволяющий принимать эффективные решения в конкретной ситуации, принимается подростками как важнейшая ценность и характеристика его поведения.

Показательны в этом отношения суждения школьников «от противного»: «вместо того, чтобы вызывать мам двоечников, в наказание отправлять их с урока домой» (5 класс); «не закрывать глаза на проблемы» (8 класс); «нужно быть готовым к неожиданным ситуациям со стороны учеников» (8 класс). Актуальными средствами решения классным руководителем профессиональных проблем подростки считают «знание своего предмета», юмор и внешний вид (современный стиль одежды).

Четвертая. Педагогический такт – составляющая поведения классного руководителя – выступает механизмом реализации воспитательной функции. Педагогический такт мы рассматриваем как понимание и принятие педагогом самобытности развивающегося человека, отношение, соразмерное его возрастным и личностным возможностям, согласованное с его субъективным опытом.

Тактичность педагога обеспечивает баланс социализации и индивидуализации в образовательном процессе, индивидуальное корректирование личностного развития, инициирует индивидуальное проявление личностного «Я» и его достойного утверждения в микросреде класса.

На это указывают суждения и пожелания подростков классному руководителю: «поменьше орать», «не высмеивать учеников», «не кричать на детей», «он не должен быть безучастным», «не выживать из класса учеников, которые ему не нравятся», «справедливо относиться к ученикам», «получше относиться к некоторым субъектам из класса», «не критиковать учеников при множестве учеников», «не надо орать на детей, с криком они еще больше начинают ненавидеть вас», «понимать учеников и принимать их, как они есть».

На основе полученных фактов, а также анализа материалов анкетирования 18 классных руководителей школ города нами предложена эмпирическая классификация стилей поведения классного руководителя. Стиль поведения мы рассматриваем как индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов взаимодействия педагога с воспитанниками с целью эффективного и качественного решения образовательных задач [3;8].

Определяющими измерениями (основаниями) поведения педагога являются такт и коммуникативная направленность. Понятием «коммуникативная направленность» обозначается система доминирующих способов обмена ценностями, действиями, умениями и навыками и стратегий психологического воздействия на партнера. Мы использовали имеющиеся в литературе описания коммуникативной направленности (С.Л. Братченко). Педагогический такт и коммуникативная направленность педагога являются объективацией его ценностно-смысловых установок и ориентаций, составляющих мотивационную основу профессионального поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Сравнительный анализ учебников и задачников по алгебре для 7-9 классов с целью выявления основных тенденций в формировании исследовательских умений школьников
Проанализируем различные учебники по алгебре с точки зрения выявления возможностей формирования и развития исследовательских умений, связанных с обучением решению параметрических уравнений и неравенств. Проанализировав учебники по алгебре таких авторов, как Ш.А. Алимов и другие, С.М. Никольский и д ...

Социальное воспитание - это устойчивое развитие человека и общества
Анализ отечественной научно-педагогической литературы показывает, что общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Современные исследователи воспитание рассматривают как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как во ...

Различные подходы к определению понятия "билингвизм"
Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук, каждая из которых рассматривает билингвизм в своей трактовке. Билингвизм изучается в лингвистике, которая рассматривает данное явление в связи с текстом. Он является исследовательским предметом социологии, где ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru