Методическая деятельность классного руководителя

В обязанность классного руководителя входит ведение следующей документации: классного журнала, личных дел учащихся, составление планов внеклассной воспитательной работы.

Что касается классного журнала и личных дел, то здесь особых сложностей нет. Классному руководителю необходимо следить за аккуратным и регулярным ведением журнала и своевременной подготовкой отдельных документов для личных дел учащихся (табелей успеваемости, различных справок о здоровье и т.д.).

Сложной и не до конца решенной является проблема планирования работы классного руководителя. Иногда даже в печати высказывается мнение о ненужности этих планов, поскольку классный руководитель якобы проводит воспитательную работу, сообразуясь с текущими и возникающими вопросами жизни и работы учащихся, которые невозможно предвидеть заранее.

Ошибочность данного мнения подтверждается психофизиологическими исследованиями. Как уже отмечалось, всякая деятельность человека осуществляется по заранее составляемой им мысленной программе, т.е. носит обдуманный характер. Эта программа выполняет две функции: во-первых, стимулирует личность к осуществлению намеченной деятельности и, во-вторых, служит сличающим механизмом этой деятельности с ее мысленной программой, побуждая человека к коррекции и совершенствованию выполняемой работы. Чем сложнее деятельность человека и чем более продолжительный период времени она охватывает, тем более важное значение приобретают ее предварительное обдумывание, программирование, или, иначе говоря, планирование. Именно это и обусловливает большую роль планирования классным руководителем своей воспитательной работы.

Есть, однако, различные подходы и методические рекомендации по составлению планов внеклассной воспитательной работы. С научной точки зрения при их разработке необходимо исходить из сущности процесса воспитания и теоретических подходов к его осуществлению. Укажем в данном случае на несколько ключевых положений.

Во-первых, воспитание и развитие личности происходит только в процессе ее активного участия б разнообразных видах деятельности, которые и нужно предусматривать в планах воспитательной работы.

Во-вторых, воспитание должно направляться на всестороннее и гармоническое развитие учащихся, что также отражается при планировании воспитательной работы.

И, наконец, в-третьих, процесс воспитания должен включать в себя два взаимосвязанных направления: первое должно способствовать решению задач всестороннего развития учащихся, т.е. их умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию; второе направление должно быть связано с решением тех или иных ведущих воспитательных задач по преодолению недочетов в поведении и личностном формировании учащихся.

Сама технология составления плана внеклассной воспитательной работы включает в себя следующие методические этапы:

— вначале анализируется состояние учебной работы, поведения и уровня воспитанности учащихся и на этой основе определяется общая направленность предстоящей воспитательной работы и одна-две ведущие воспитательные задачи, связанные с преодолением имеющихся в классе недостатков и дальнейшим развитием учащихся. Все эти вопросы составляют содержание первого раздела плана "Характеристика особенностей класса и важнейшие задачи воспитательной работы на предстоящую учебную четверть или полугодие";

— затем разрабатываются система и разнообразные формы внеклассной воспитательной работы по всестороннему развитию учащихся, охватывающие познавательную, гражданско-патриотическую, трудовую, нравственную, художественно-эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность;

— на следующем этапе разрабатываются формы и виды внеклассной работы с учащимися по решению ведущих воспитательных задач;

— далее в плане предусматриваются виды работ по объединению педагогических усилий классного руководителя, учителей и родителей в решении поставленных воспитательных задач;

— на заключительном этапе план оформляется и определяется порядок проведения намеченных видов внеклассной работы в той хронологической последовательности, в которой наиболее целесообразно их осуществлять.

Полезная информация:

Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите л ...

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Биофизика»
Дисциплина «Биофизика» входит в учебный план подготовки специалистов по направлению 200402 «Инженерное дело в медико-биологической практике», бакалавров по направлениям 201000.62 «Биотехнические системы и технологии», 011200.62 «Физика», а также магистров по направлению 011800.68 «Радиофизика». Цел ...

Проблема интеграции учебных дисциплин в образовании
Проблема политехнического образования не нова для отечественной педагогики. Она разрабатывалась Н.К.Крупской, П.П.Блонским, М.М.Пистраком, А.Г.Калашниковым, Н.К.Гончаровым, С.М.Шабаловым и др. В последние десятилетия проведены исследования, посвященные теоретико-методологическим аспектам политехнич ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru