В сочинениях школьников имелись четыре основные группы лексическо-фразеологических ошибок:
Неправильный выбор слов.
Искажение звукового состава.
Ошибки в сочетании слов в предложении.
Пропуски слов в предложении.
Чаще всего такие промахи, как неправильный выбор слов порождаются недостаточным отграничением друг от друга сходных по значению слов, отличающихся оттенками значений: например, стереотипное обозначение качеств объектов ("Хороший вкус", "хороший завтрак" вместо "вкусный завтрак", "хорошие цветы" вместо "красивые цветы" и т.п.). Зная слова, нужные для более точного именования свойств, глухие дети все же не обращаются к ним, а оперируют более привычными, с помощью которых им удается достигнуть успеха в общении и понятно для окружающих выразить свою мысль. В других случаях допускаются более серьезные промахи из-за того, что не придается значения существенным семантическим отличиям между словами. Например, в сочинениях глухими школьниками неправомерно используется одно вместо другого такие распространенные в обиходе слова, как положить и поставить, стоять и лежать: "тарелка лежит на столе". Причиной таких смещений являются выделение семантической общности между словами (оба обозначают "находиться в неподвижном состоянии на поверхности") и недооценка существующих между ними различий в оттенках содержания (в первом случае - "находиться в горизонтальном положении и широкой своей частью на поверхности", во втором - "находиться в вертикальном положении").
Случаи неправильного использования слов встречаются так же, когда для именования действия часто пользуются названием предмета, с помощью которого это действие совершается, или, наоборот, обозначают предмет названием действия этого предмета. Например: "л взял писать" вместо "я взял ручку".
При допущении учащимися промахов в отборе слов, все же смешение названий не было случайным, а в большинстве случаев происходило в пределах определенных семантических групп. В этом обнаруживается способность глухих детей даже младшего школьного возраста группировать свой словарный запас. Для своего общения они отбирали слова не из всего имеющегося запаса слов, а из отграниченных друг от друга групп, существование которых облегчало отбор.
Неудачи в отборе лексических средств возникают в большинстве случаев вследствие:
1). незнания нужного слова;
2). недостаточного разграничения названий объектов, сходных по содержанию или связанных ситуационно;
3). незнания норм употребления слов;
4). неумелого использования знакомых моделей при применении слов в новых ситуациях. Специальные исследования показали, что отклонения в лексическо-фразеологическом составе письменной речи глухих школьников убывают, если их обучать приемам осмысленного отбора словесных средств для выражения своих мыслей и систематически накоплять опыт целенаправленного отбора слов, сочетаний слов, конструкций предложений.
К ошибкам в искажении звукового состава слов относятся:
1. пропуски одной буквы или слога ("абросы" вместо "абрикосы");
употребление лишних букв ("сомотрел" вместо "смотрел");
замена одних букв другими ("смотряла");
перестановка букв ("Тералка" вместо "тарелка").
Полезная информация:
Речь ребёнка и особенности её развития
Речь - действие, которая исполняется человеком посредством языка в целях общения. Цели данные могут быть различными. В одних случаях человеку нужно иному что - то известить; в иных - что - то спросить, задать вопрос или, напротив, ответить на вопрос; в - третьих, что- то приказать иным, оказать на ...
“Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного
воздействия
Подробное описание “погружения” мы находим у Р.М.Грановской. Под “погружением” она понимает “активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры”, причем под понятиями “погружение” и “суггестопедия” она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в ос ...
Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием
речи
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из мл ...