В нашей работе мы основывались на методиках развитии просодического компонента речи детей с замедленным психическим развитием, разработанных и обоснованных Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н. В.
Логопедическая работа по данному направлению ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения:
1. Развитие восприятия ритмических структур.
Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) - громких и тихих, с короткими и длинными паузами:
!!! - --;!! - -!! - -;!!!!!;! - ! - ! - ; - - и т.д.
Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.
2. Воспроизведение ритмических структур. При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное.
Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.
3. Формирование ритмической организации высказывания.
Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от узнавания ритмических структур к пониманию и сознательному анализу воспринимаемого образца и далее - к упражнениям на сознательную имитацию, которые служат, в конечном счете, усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической организации высказывания.
В ходе логопедической работы предусматривается постепенное усложнение предлагаемого речевого материала:
1) односложные слова:
а) без стечения согласных - дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч и т.д.;
б) со стечением согласных - стул, гром, торт, соль, брат и т.д.;
2) двусложные слова:
а) без стечения согласных, с первым ударным слогом-мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши и т.д.;
б) без стечения согласных, с последним ударным слогом - оса, узор, диван, зима, замок, коза и т.д.;
в) со стечением согласных, с ударением на первом слоге - краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка и т.д.;
г) со стечением согласных, с последним ударным слогом - окно, доска, кирпич, матрос, очки и т.д.;
3) трехсложные слова:
а) без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем слоге - ягода, посуда, машина, сапоги, самолет, колесо и т.д.;
б) со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом - яблоко, автобус, скамейка, колбаса и т.д.;
4) пары слов без перемещения ударного слога:
а) односложные (без стечения и со стечением согласных): гусь-гуси, зуб-зубы, стул-стулья, гвоздь-гвозди и т.д.;
б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): песня-песни, машина-машины, палец-пальцы, спица-спицы, спичка-спички и т.д.;
5) пары слов с перемещением ударного слога:
а) односложные (без стечения и со стечением согласных): дом - дома, сад - сады, столб - столбы, стол - столы и т.д.;
6) многосложные (без стечения и со стечением согласных): доска-доски, дерево-деревья, окно - окна, колесо-колеса и т.д.;
6) словосочетания и фразы с различными комбинациями по месту ударения в словах: красивое платье, маленький мяч, высокое дерево и т.д.; Мама пришла. Дома было тихо. Наступила весна и т.д.
Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений:
1. Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка:
2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (вместе с логопедом и самостоятельно).
3. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре.
4. Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение).
В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.
Полезная информация:
Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики
в начальной школе
Эффективность обучения проявляется прежде всего в активизации учебной деятельности школьников. Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоят ...
Проблемы современного образования
Важным фактором в современном мире является все большее осознание физической культуры, как части общей культуры личности и общества. Однако наряду с феноменом физической культуры возникает и развивается, приобретая самостоятельный статус, феномен спорта. Это достаточно разноликое и полифункциональн ...
Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием
речи
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из мл ...