Чтобы обеспечить успех полевых работ, важно представлять себе характер всей совокупности изучаемых объектов. Термин совокупность означает все элементы некоторой группы, например совокупность кокосовых пальм в Западной Африке или автомобилей в Великобритании. Одна из основных трудностей, с которыми приходится сталкиваться при проведении географических исследований, связана с «информационным взрывом». Например, по распределениям в пространстве имеется так много разрозненной информации, что нередко просто невозможно приступить к ее анализу. Поэтому при решении определенных проблем очень часто бывает нецелесообразно измерять или пересчитывать всю совокупность. Допустим, например, что городской совет намерен ввести какие-то новые меры для сбора дополнительных налогов с жителей города. Совету интересно знать реакцию жителей на эти новые меры. В таком случае непрактично и даже нет необходимости спрашивать мнение каждого жителя города. Достаточно произвести опрос небольшой части всех жителей, задавая им вопрос, одобряют они новые меры или нет. Такая небольшая часть всего населения называется выборкой, а метод, с помощью которого собирают соответствующее ограниченное число данных, называют методом выборочного обследования. Генеральную совокупность, из которой берутся выборки, называют основой выборки.
Почему выборка?
Естественно, что при решении вопроса о том, производить выборку или нет, надо руководствоваться определенными критериями. Они состоят в следующем:
а. Важнейшим моментом является возможность снизить затраты времени на исследование путем использования выборки вместо большой совокупности объектов. Географы все чаще производят измерения изучаемых объектов и регистрируют наблюдения в точной численной форме. Такие измерения трудоемки и отнимают много времени. Поэтому измерение всех элементов совокупности может потребовать чрезмерных затрат времени, которого не останется на само исследование. Таким образом, выборочное обследование представляет неоценимый способ убыстрения процесса сбора данных.
б. Важный критерий представляет практическая осуществимость сбора данных с помощью предлагаемых методов. Может оказаться, что число элементов совокупности, например песчинок на большом пляже, столь велико, что измерение всех их невыполнимо с практической точки зрения. Если выборочное обследование провести правильно, то для получения обобщений о всех песчинках на пляже будет достаточно ограниченной их выборки. В других случаях бывает возможно измерение всей совокупности, но выборочный метод позволяет сэкономить труд, не снижая надежности выводов о всей совокупности.
в. Использование выборки позволяет ускорить само обследование.
г. Для проведения выборочного обследования достаточно нескольких хорошо обученных регистраторов, которые более эффективно используют свое время, собирая подробную и точную информацию от немногих лиц из общей совокупности.
д. Наконец, исследователь может не иметь никакой другой возможности, как использовать выборку, если совокупность бесконечно велика.
Как следует из всего сказанного, выборочное обследование имеет то преимущество, что позволяет провести подробное исследование немногих объектов, взятых из генеральной совокупности. Оно позволяет также сэкономить время, уменьшить затраты, а благодаря детальности опросов получить и более точные данные.
Полезная информация:
Система дидактических принципов
История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, ...
Композиция кадра и монтаж видеофильма
Большое влияние на передачу глубины пространства оказывает угол изображения вариообъектива видеокамеры. Широкоугольные (короткофокусные) объективы воспроизводят перспективу с более выраженным сокращением линий, длинофокусные (телеобъективы) - наоборот, ослабляют ощущение глубины пространства тем, ч ...
Восстановительный этап логопедических занятий
Трудности логопедической работы по восстановлению голоса детей с органическими поражениями гортани обусловлены рядом факторов: нарушением анатомической целостности гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психических процессов, задержкой речевого развития. Поэтому ...