Рассмотрим более детально организацию и конструирование учебно-воспитательного процесса и учебной деятельности обучения стереометрии с позиций теории модульного подхода. Известно, что хорошие результаты достигаются там, где процесс организован как целостная система.
Помня о том, что процесс обучения должен носить воспитательный и развивающий характер, следует отметить необходимость выделения по целям работы блоков развития, воспитания и обучения.
Ведущую роль играет блок целей развития, которые достигаются через реализацию блоков целей воспитания и обучения. Поэтому они выступают как подцели по отношению к целям развития.
Все цели воспитания и обучения определяют структуру и содержание процессов воспитания и обучения, они образуют два блока целей.
Таблица 2
Блоки развития, воспитания и обучения
Блоки целей | ||
развития |
воспитания |
обучения |
Средняя (полная) ступень школы | ||
Развитие способностей личности. Формирование научного мировоззрения и нравственно-духовной культуры |
Формирование мотивации к профессиональному образованию. Формирование целостности и гуманитарной выраженности менталитета личности |
Формирование системы специальных знаний, умений и навыков на твор-ческом уровне профильного и углубленного характера. Формирование системы навыков самообразования. Формирование функцио-нальной грамотности |
Таблица 3
Блоки целей воспитания и обучения
Блок целей воспитания |
Блок целей обучения |
Формирование убеждений |
Формирование системы знаний |
Формирование системы социальных умений и навыков |
Формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков |
Формирование направленности личности |
Формирование структуры опыта |
Формирование структуры социальных позиций |
Организация деятельности других лиц |
Формирование структуры социальных ролей |
Самоорганизация деятельности |
Формирование структуры деятельности |
Рефлексия деятельности других лиц |
Ценностная ориентация личности |
Рефлексия собственной деятельности |
Система воспитательной работы, с одной стороны выстраивается как продолжение учебного процесса и завершает циклы познания, с другой – содержит циклы других видов деятельности, относительно независимые от учебного процесса. Завершенность циклов познания в учебном процессе достигается их переводом в циклы других видов деятельности в воспитательном процессе. Причем циклы деятельности учащихся имеют два последовательно протекающих варианта: деятельности на уровне участника и деятельности на уровне организатора по отношению к ученикам предыдущих классов. При такой организации учебная и внеучебная части единого педагогического процесса органически дополняют друг друга. Сформированные понятия на основе алгоритмов действий переводятся в умения и доводятся до автоматизма на уровне навыков. Создается непрерывная во времени и по возрастным группам учащихся последовательность завершенных циклов познания других видов деятельности.
Следует отметить обязательность структурирования последовательности циклов таким образом, чтобы они одновременно начинались и заканчивались в виде единого блока циклов, а затем сменялись очередным. Упорядоченность следования блоков и циклов позволяет на основе целеполагания и постоянно проводимой диагностики промежуточных и итоговых результатов выстроить иерархию циклов познания и циклов других видов деятельности как целостную технологию. Согласованность и соподчиненность циклов предусматривает проведение одновременно не более трех-четырех. В блоке могут присутствовать циклы познания и циклы других видов деятельности. Однако циклы познания должны быть завершены и опережать по времени циклы других видов деятельности по соответствующим видам, а циклы всех остальных видов деятельности в соответствии с зонами ближайшего развития следуют за циклами познания с учетом доминирующей природосообразной деятельности.
Полезная информация:
С.В. Рахманинов как личность
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия). Интерес С.В. Рахманинова к му ...
Нарушения фонетико-фонематического строя речи
Здоровый ребенок 3-4 лет уже обладает большим словарным запасом, его активная речь носит почти правильную грамматическую норму, а фонетические погрешности произношения остаются лишь в виде мелких исключений. В то же время у ребенка-олигофрена как слуховое различение, так и произношение слов и фраз ...
Характеристика методик обучения английскому языку на начальном этапе
Формирование навыков произношения с первых уроков должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия. Другими словами, учащиеся должны "не готовиться к речи, как предусмотрено устными вводными курсами, а начинать обучение сразу". Создать реальную обстано ...