Технология модульного обучения включает в себя модульную программу, состоящую из отдельных частей учебного материала - модулей, принципов модульного обучения, методов обучения и контроля. Остановимся на принципах модульного обучения и педагогических условиях их реализации.
1) Принцип модульности. Сущность данного принципа формулируется из основной идеи модульного обучения - использования модулей как основного средства усвоения учащимися дозы учебной информации. Принцип модульности является основой индивидуализации обучения, поскольку обеспечивает вариативность содержания и способов его усвоения в зависимости от уровня базовой подготовленности учащихся.
Педагогические условия реализации принципа модульности:
учебная информация в модуле должна соответствовать требованиям программ общеобразовательной школы;
учебная информация, выделенная в модуль, должна представлять собой достаточное описание усваиваемой модели;
каждый последующий модуль, предложенный для изучения, не должен опираться информационно на предыдущий;
с целью экономии бюджета времени необходимо исключить повторное включение информации в модули, если эта информация не является базой для освоения модели;
для оптимального освоения модели во временном отношении и по прочности фиксации знаний и умений следует использовать различные формы и методы обучения в оригинальных сочетаниях;
необходимо предоставить учащемуся право выбора способов освоения модели с учетом его индивидуальных особенностей.
2) Принцип структурирования содержания обучения предполагает деление учебного материала в рамках модуля на структурные элементы, перед каждым из которых становится вполне определенная деятельностная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающим ее достижение.
Педагогические условия реализации принципа структурирования содержания обучения:
интегрирующая дидактическая цель (цель конкретного модуля) должна отражать содержание единицы функциональной деятельности учащегося;
в структуре интегрирующей цели необходимо выделить ряд частных дидактических целей, определяющих содержание учебных элементов;
каждый учебный элемент должен соотноситься с определенным функциональным элементом деятельности;
содержание учебных элементов, составляющих модуль, должно полностью обеспечивать достижение всех частных дидактических целей.
3) Принцип гибкости. Гибкость, как стержневая характеристика модульного обучения означает способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся условиям.
Педагогические условия реализации принципа гибкости:
непрерывное диагностирование деятельности в реальных условиях с целью определения оптимального набора модуля и содержательного наполнения;
диагностирование базовой подготовленности обучаемых в начале каждого учебного курса для разработки индивидуальных модульных программ.
4) Принцип оперативности предполагает необходимость организации системы оперативной обратной связи с целью своевременного контроля, коррекции и оценки успешности изучения модуля.
Педагогические условия реализации принципа оперативности:
определение для каждого обучающегося наиболее приемлемого комплекса средств (печатных материалов, аудио- и видеокассет, компьютерных программ и баз данных) для работы по индивидуальной модульной программе;
обеспечение оперативного контроля качества изучения модуля посредством проведения начального (входного), промежуточного (текущего) и заключительного (выходного) тестирования.
5) Принцип паритетности. Одним из факторов, определяющих успешность в изучении модуля, является уровень субъект-субъектных отношений между педагогом и учащимся. В центре педагогического процесса все чаще оказывается не отношения к объекту, а отношения людей друг к другу по поводу объекта их деятельности. В отличие от классической схемы «педагог - передатчик» - «учащийся - получатель», отводящей учащемуся роль пассивного участника учебного процесса, технология модульного обучения предполагает сотрудничество между педагогом, выступающим в роли консультанта-координатора и учащимся, самостоятельно усваивающим учебный материал.
Педагогические условия реализации принципа паритетности:
Полезная информация:
Предложения школьного курса информатики
Основные направления совершенствования профильного обучения информатике в старших классах общеобразовательной школы. 1. Развитие содержания профильного обучения информатике: содержание профильного обучения информатике в конкретном образовательном учреждении должно быть "подчинено" задачам ...
Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение личности»
Проблема профессионального самоопределения долгое время не рассматривалась и не изучалась (как самостоятельное направление): в течение долгого времени решались вопросы профориентации учащихся, т.е. проблема выбора профессии и места в трудовой сфере с ориентацией на соц. заказ общества, профессионал ...
Исследование роли дошкольного образовательного
учреждения в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников
Целью нашей работы является: исследовать роль дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза: дошкольное образовательное учреждение играет важную роль в формировании здорового ...