Учителю при оценивании работ учащихся полезно будет иметь следующую таблицу признаков компетентности учащихся (табл. 2), разработанную на основе классификации компетенций А. В. Хуторского.
Таблица 2
Признаки компетентности учащегося
Вид компетенции |
Признак того, что учащийся компетентен |
Ценностно-смысловая |
Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем Умение выбирать целевые и смысловые установки своих действий Умение принимать решение Умение планировать свою деятельность |
Общекультурная |
Обладает познаниями и опытом деятельности Осведомлен в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основе жизни человека и человечества, отдельных народов, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций и т.д. |
Учебно-познавательная |
Самостоятельная познавательная деятельность Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности Владение креативными навыками продуктивной деятельности Владение приемами действий в нестандартных ситуациях Умение отличать факты от домыслов Владение измерительными навыками Использование вероятностных, статистических и иных методов познания |
Информационная |
Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию Умение организовывать, преобразовать, хранить и предавать полученную информацию Демонстрирует понимание предложенной информации Делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности |
Коммуникативная |
Навыки работы в группе Знание необходимых языков (в том числе математический) Владение различными социальными ролями в коллективе Умение представить себя –написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Работа с вопросами на уточнение |
Социально-трудовая |
Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя) Владение знанием и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя) Владение знанием и опытом в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Умение анализировать ситуацию на рынке труда Умение действовать в соответствие с личной и общественной выгодой Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений |
Личного самосовершенствования |
Развиты способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка Владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях Непрерывное самопознание, развиты необходимые современному человеку личностные качества Сформирована психологическая грамотность, культура мышления и поведения, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, забота о собственном здоровье. |
В своей опытной работе мы руководствовались данными принципами и признаками при диагностике уровня компетентностей учащихся, и на опыте показали эффективность данной диагностики.
Полезная информация:
Истоки возникновения и развития танца модерн
Начало XX века ознаменовано новыми открытиями в области изучения физиологии и психологии человека. Упадок классического танца привел к поиску новых выразительных средств в области сценического движения и танца. Педагоги, практики и теоретики занимались исследованием физических движений человека на ...
Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного
возраста
На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие). В на ...
Характеристика социального приюта для детей и подростков
Социальный приют для детей и подростков – стационарное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, до определения совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства. О ...