По И. С. Фишман, «знание – это информация, присвоенная человеком. Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки. Навыки – действия, выполняемые автоматически.
Элементы функциональной грамотности – присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации.
В сравнении с этими результатами образования компетенция:
а) является интегрированной (см. рис. 1),
б) проявляется ситуативно,
в) существует как потенциал, достраиваясь до конкретного содержания и проявления в конкретной ситуации.
Компетентность:
а) является интегрированной (см. рис.1),
б) в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач,
в) в отличие от навыка – осознана,
г) в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов,
д) в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней».
В работе мы будем пользоваться определением понятия компетентность как результата образования.
Полезная информация:
Основные задачи работы с одаренными детьми
Очевидно, что главная задача работа с одаренными детьми должна исходить из особенностей их развития, а еще точнее, из существа их главных проблем. Самую большую проблему для одаренных детей представляют трудности их самореализации. По результатам ряда исследований примерно 30 % особо одаренных дете ...
Сущность болонского процесса, его цели и задачи
Объединение высшей школы в европейских странах стало актуальным еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское согл ...
Функции классных руководителей
Для проведения внеклассной воспитательной работы с учащимися средних и старших классов из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. В последнее время, однако, в печати иногда высказывается мнение, что институт классных руководителей в школе уже устарел и не нужен, поскольку ...