Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием рефлексивной деятельности называют – рефлексивными способностями. Индивидуальная мера выраженности рефлексии – рефлексивность – понимается, как способность человека осознавать свои мысли, чувства, отношения и пр. Рефлексивные способности интерпретируются наряду с интеллектом, креативностью, обучаемостью как общие способности, имеющие сложную многоуровневую структуру функционально объединяющие мотивационную, когнитивную, эмоциональную и волевую сферы. Общие способности выступают в качестве предпосылок для последующего развития специальных способностей.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Отсюда следуют основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека:
- творческий характер деятельности,
- оптимальный уровень ее трудности,
- должная мотивация,
- обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
"…Если деятельность носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей…
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального развития… Становление и развитие способностей – это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие…".
Анализ результатов исследований разработок проблемы рефлексии в психолого-педагогической литературе, позволяет сделать выводы об универсальности рефлексии, по отношению к различным сферам – когнитивной, личностной, коммуникативной; значимости рефлексивных способностей для обеспечения эффективности и результативности любой, в том числе учебной деятельности. Для организации продуктивной, творческой деятельности, направленной на оптимизацию развития рефлексивных способностей учащихся, необходимо знать онтогенетические закономерности и особенности развития рефлексии.
Полезная информация:
Адаптация человека в обществе
Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное с ...
Специфика формирования подростковой субкультуры
В последние десятилетия повышенный интерес ученых вызывают подростковые субкультуры. Связано это с тем обстоятельством, что они стали важным фактором спонтанного обновления современного общества. Подростковая субкультура заявила о себе как об элементе механизма культурных инноваций, обеспечивающих ...
Рекомендуемые методы и методики изучения классного коллектива
1. Метод наблюдения 2. Метод беседы 3. Метод исследования: Социометрия. (Дж. Морено). Методика: Межличностные отношения в коллективе. Вводные замечания. Эта методика известна в психологии ещё и под названием «выбора товарища в действии». С помощью методики можно выявить не только групповую сплоченн ...