Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
В процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Поэтому, как только появятся заметные изменения (например, побледнеют и вытянутся побеги растений в темном месте), необходимо сразу изменить условия.
Пример организации опыта
Работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста при усвоении знаний о том, что для роста растений нужен свет. Перед детьми ставится познавательная задача: «Где лучше будет расти овес: в темном или светлом месте?» Обсудив выдвинутые предположения, воспитатель побуждает их к проверке — организует опыт. Два горшка (или ящика) с проросшим овсом помещают в разные по освещенности условия: один — в темное место, другой — на хорошо освещенный солнцем подоконник. Условия, в которые помещены растения, обсуждаются с детьми. Устанавливается, что все условия (размер растений, их количество, величина ящиков, количество воды во время полива) одинаковы и лишь одно — степень освещенности — различное. Проводится длительное наблюдение за изменениями внешнего вида растений и устанавливаются их причины. Наиболее яркие изменения в ходе опыта дети зарисовывают. В заключение воспитатель предлагает сравнить растения и сделать выводы.
Для подтверждения полученных выводов растения, росшие в более темном месте, помещают в светлое. Происходящие изменения дети вновь отмечают и обсуждают.
Опыты используют для ознакомления детей со свойствами песка, воды, глины. С помощью опытов устанавливают причины перехода воды из одного состояния в другое и т. д. Опытным путем можно решить множество познавательных задач: где лучше растет растение — в теплом или холодном месте? Может ли растение расти в холодном месте? Что будет с водой, если ее вынести на мороз? Что будет cо снегом в помещении? И т. д.
Чаще всего опыты применяются в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В младшей и средней группах воспитатель использует отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой в средней группе, для того чтобы подвести детей к выводу о том, какую пищу она предпочитает, воспитатель предлагает положить перед кошкой морковку, конфетку, рыбу, посмотреть, что она будет есть, а что нет.
Или, для того чтобы установить, слышит ли кошка, воспитатель предлагает шепотом позвать ее, поскрести ногтем по поверхности стола, затем спрашивает: «Слышит кошка? Как ты узнал, что она слышит? Чем слышит?»
Организуя в последующем с детьми младшего и среднего возраста наблюдения за другими животными, воспитатель ставит те же познавательные задачи, а способ решения побуждает отыскать самостоятельно. В средней группе поисковые действия при решении познавательных задач должны входить почти во все наблюдения детей. Отдельные поисковые действия используются и в старшем дошкольном возрасте в процессе игр, труда, наблюдений.
Словесные методы
При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.
При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.
Полезная информация:
Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
Восприятие - это отражение в сознании предметов, событий, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие - это прежде всего чувственное познание. Так как, с одной стороны, оно возникает при непосредственном воздействии раздражителя, а с другой - отражает в сознании человек ...
Группа преобразований множества. Подгруппа группы
преобразований
В геометрии приходится производить не одно, а несколько преобразований, следующих друг за другом. Случай, когда рассматривается совокупность преобразований, обладающая тем свойством, что каждую конечную последовательность преобразований этой совокупности можно заменить одним преобразованием той же ...
Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста посредствам
сенсорного воспитания
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих художественных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Изобразительная деятельность дошкольников з ...