Теоретические основы, задачи, организация и ведущие направления логопедической работы по коррекции нарушений лексики у детей с билингвизмом

Образование и воспитание » Технологии исследования и формирования лексики у детей с билингвизмом » Теоретические основы, задачи, организация и ведущие направления логопедической работы по коррекции нарушений лексики у детей с билингвизмом

Страница 4

- Ночь, сутки, день.

- Длинный, большой, короткий.

- Большой, низкий, маленький.

- Белый, длинный, черный.

- Тяжелый, длинный, легкий.

- Короткий, маленький, длинный.

- Хороший, светлый, плохой.

3 этап. Расширение словаря посредством глагольной лексики.

Работая над практическим усвоением глаголов в речи детей, на подгрупповых занятиях при помощи таких игр, как "Скучно, скучно…", "Руки в стороны", "Вспомни и расскажи", мы отрабатываем такие задачи – развитие слухового внимания, благодаря этим играм мы учим детей слышать в речи логопеда слова, обозначающие действие, а также дети сами выполняют определенные действия. Игры дают возможность расширить пассивный и активный глагольный словарь детей, соотнести действие со словом, проследить последовательность действий и обозначить их словами. Игра: "Кто быстрее принесет картинку?" - предполагает варианты систематизации глагольного словаря. Игры: "Кто как передвигается?", "Поймай - скажи", "Зарядка", "Спал - спала" - помогают детям правильно использовать в речи глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени. Игры: "А ты что любишь?", "Кто интереснее придумает?" - эти игры учат детей спрягать глаголы и составлять предложения по заданному глаголу. Все эти игры учат детей оперировать значением сочетаний слов, правильно и гибко соотносить значения слов, обозначающих действие и предмет. Эти игры также включаются во фронтальные занятия. Здесь мы используем подвижные игры с мячом, они не только учат детей правильно употреблять в речи глаголы, но и воспитывают у детей быстроту реакции, слуховое внимание, формируют понимание отдельных инструкций, умение удерживать их в памяти и правильно выполнять.

Некоторые примеры:

Игра. "Поймай - скажи".

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного.

Образец: Корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет; собака – лает; тигр – рычит.

Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.Образец: Врач – лечит; художник – рисует;

– варит; пожарник – тушит; плотник – строгает.

Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо действие его.

Образец: Сережа – катает; Люба – играет; Дима – прыгает;

Игра. "Как кто передвигается?".

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Показываем изображения животных, птиц, насекомых и спрашиваем у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки.

- "Кто как ест"

Кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно.

- "Кто как голос подает"

Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает. Это занятие вызвало особый интерес, дети активно и живо подражали голосам животных.

- Задание: Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: "Что делает?", "Что делают?" по теме "Весна".

Солнце (что делает?) , птицы…,

Снег , трава ,

Сосульки , деревья ,

Почки , дети…

- Задание: Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы:

"Кто?", "Что?" по теме "Весна".

Тает (что?) , зеленеет ,

Бегут , прилетают ,

Распускаются , появляются…

4 этап. Работа по обогащению словаря за счет местоимений, числительных, наречий.

Продолжая работу, мы используем такие игры, в ходе которых у детей закрепляются первичные числовые представления "один" и "много"; учим детей порядковому счету на конкретном материале и закрепляем названия количественных числительных в пределах 10, используем прямой и обратный счет. В этих играх, кроме основной цели – упражнения в счете, формируется понятия ряда (ряд кубиков, звуковой ряд). Пересчитывая предметы, дети усваивают понятие "первый", т.е. стоящий в начале ряда, и "последний", т.е. стоящий в конце ряда. В основе всего языкового развития лежит предметная деятельность ребенка, поэтому реальные изменения в предметном мире, выраженные изменением количества (числа) предметов мы соотносим со словосочетаниями, отражающими эти изменения ("один карандаш", "два карандаша" и т.д.). Игры: "Один - много", "Стук-стук", "Сколько предметов?", "Волшебный мешочек", "Что нам прислала почта?" – эти игры помогают детям использовать в речи количественные числительные, учат правильному согласованию количественных числительных в пределах 10 с существительными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Методика «Исследование выразительности речи» И.Ф. Павалаки
Обследование характеристик выразительности речи. В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыс ...

Состояние функции словообразования
При обследовании функции словообразования мы выделили 4 группы по степени сформированности функции. Первая группа со степенью сформированности выше среднего (2,9- 2,7 б.) – 2 чел. Детьми допущены ошибки при образовании имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды) ...

Анализ аккредитации образовательного учреждения МОУ СОШ № 1
Современная практика оценки качества образования предполагает значительное усиление роли самообследования образовательных учреждений, результаты которого рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества их деятельности. Отсюда необходимость дальнейшего развития практик ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru