Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания

Образование и воспитание » Стили семейного воспитания » Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания

Страница 1

В.М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн.

Получаемые в ходе диагностики типические портреты личности отличаются от предложенных вариантов в зарубежной и отечественной психологической литературе. Предлагаемая Минияровым диагностика изучает отклонения в норме от того гармонического типа личности, который всегда был идеалом воспитания.

Таблица 1.Основные виды отношений и их сочетание с типом личности и стилями воспитания.

Виды отношений

Типы личности

Конформный

доминирую­щий

сензитивный

инфантиль­ный

тревожный

Интровертивный

1. Отношение родителей к деятельности ребенка

Удовлетворе­ние желаний ребенка путем ласки, смире­ния, сопере­живания

Стимулирова­ние к состяза­нию с другими

Предоставле­ние полной свободы дей­ствий

Предупрежде­ние всех само­стоятельных действий, ограничение инициативы

Полное огра­ничение само­стоятельной деятельности

Ребенок пре­доставлен сам себе, имеет полную свобо­ду самостояте­льной деятель­ности

2. Отношение родителей к методам по­ощрения и на­казания

Непоследова­тельное или даже одновре­менное при­менение нака­заний и поощ­рений

Похвала и по­ощрение

Ни похвалы, ни наказаний

Никогда не наказывают, только хвалят

Применение насильствен­ных мер в виде наказаний

Отсутствуют похвала и на­казание

3. Отношение родителей к ребенку

Отсутствие заботы о детях

С восторгом, гордостью

С любовью и вниманием, добрые, простые отноше­ния

Предупрежда­ют все его требования и желания

Жесткие, тре­бовательные

С любовью

4. Отношение родителей к окружающим людям

Ложь и лице­мерие, мелкий расчет и стремление к мелкой нажи­ве

Ставят себя в пример и своего ребенка

Живут жизнью ребенка. Помогают окру­жающим лю­дям

Хвастается своим ребен­ком

Раздражение по отношению к окружаю­щим людям

Доброе терпе­ливое отноше­ние к людям с искренностью и любовью

5. Отношение родителей к нравственным ценностям

Требование от детей соблю­дения внеш­них обрядов, значение ко­торых не объ­ясняется. Со­блюдение внешних при­личий в об­ществе

Требуют фор­мального со­блюдения нравственных норм

Приучают действовать не по шаблону, а по совести

Стараются ла­сками и угово­рами сделать их умными и послушными. Соблюдают внешнее при­личие

Беспрекослов­ное выполне­ние нравст­венных требо­ваний

Строгое тре­бование дей­ствовать по правилам

6. Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка

Не возбужда­ют внимание ребенка, не побуждают к размышлени­ям. Стараются устранить та­кие рассужде­ния

Потакательство всему, чем ни занимался, Лишь бы мог выделиться

Наблюдатель­ность, при­вычка к раз­мышлению над окружаю­щими явлени­ями, понима­ние связи их внутреннего

Не побуждает­ся к размыш­лениям и мыс­лительным действиям, т. к. распоряжа­ется своим временем

Запрещается рассуждать, обязан выпол­нять немедленно распоряжения

Родители много беседу­ют и рассуж­дают

Стиль семей­ного воспита­ния

Попустительский

Состязатель­ный

Рассудительный

Предупреди­тельный

Контролирую­щий

Сочувствую­щий

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Единое пространство взаимодействия школы и семьи с использованием средств ИКТ как фактор воспитания организованности младших школьников
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. В.О.Ключевский, имея в виду семью и школу, заметил: "Оба этих учр ...

Характеристика методик обучения английскому языку на начальном этапе
Формирование навыков произношения с первых уроков должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия. Другими словами, учащиеся должны "не готовиться к речи, как предусмотрено устными вводными курсами, а начинать обучение сразу". Создать реальную обстано ...

Процесс формирования профессиональной мобильности менеджера
Используя перечисленные подходы, можно сформировать определение мобильности менеджера, которое заключается в интегративном свойстве личности, выражающееся в совокупности компетенций в области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных хара ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru