Психологическая служба в системе образования

Страница 1

В некоторых странах СНГ, Великобритании, Бельгии, Голландии, Югославии, Чехословакии, Франции практическая психология занимает главное место в системе образования. В Казахстане она только крепнет и нуждается четком определении приоритетных задач исследований.

Многие негативные явления современной школы, дезаптация, низкая успеваемость учащихся, неудовлетворенность социально-психологическим климатом школы субъектов учебно-воспитательного процесса сопровождается достаточно распространенной проблемой для настоящего времени взаимодействием с так называемой категорией трудных детей с «социализированными формами» антиобщественного поведения подростков и молодежи, склонными к совершению правонарушений. Причины такой проблемы лежат в основном в формализме, заорганизованности, нивелировании индивидуальности учащегося, формальным стимулированием деятельности - это лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики. Известным фактом стало «выпадение» детей, в основном дошкольного и подросткового возрастов, из условий организованного обучения и воспитания. Их все больше начинает привлекать внешкольная жизнь, проявляются отвлеченные от учебы занятия и интересы, некоторые из них находят свое место в социально неодобряемых компаниях. Наблюдается эмоциональная и личностная отчужденность школьников. Эти дети остро нуждаются в помощи психолога в разрешении подобных проблем. Однако, в современной школе если имеет место нарушенная система взаимоотношений, то используется, как правило, в работе с «трудными» педагогами и «трудными» учащимися, чаще всего метод карательных санкций. Причиной таких проблем, возникающих в школьной среде, зачастую является и психологическая неграмотность самих педагогов. Проблемы асоциального поведения, неврозов, которыми зачастую страдают дети, кроется также в неблагополучной семейной обстановке. Частые ссоры, негуманные отношения между членами семьи влияют на психическое здоровье ребенка.

В решении этих проблем значительна роль практического психолога. Потребность в помощи психологов и развитие практической психологии образования в значительной степени влияет на гуманизацию всей системы образования. Деятельность службы психологической помощи позволит разрешить многие проблемы, а также будет способствовать повышению эффективности педагогической деятельности учителей. Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интереса и склонностей. Проблем в школе действительно много, все они «самые важные» и требуют незамедлительного решения, вмешательства психолога. Для решения проблемы индивидуально-типологических особенностей учащихся необходимо глубокое знание школьного контингента, которое служит основой для обеспечения дифференциации и индивидуализации обучения, организации программ для проведения психокоррекционной работы с детьми. К моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие «психологической готовности» предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволяет выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения, во-вторых, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания, что выступает в виде сложившихся основ научного и гражданского мировоззрения, а также развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе, в третьих, потребность в труде и способность трудиться, владение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуществляя ее на творческих началах. Будучи сформированными, эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников – центрального новообразования раннего юношеского возраста. Отмечая его многоаспектность, в качестве главного признака этого явления психологи выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Основные принципы и методы коррекционной работы
Корекционно – образовательная работа строилась на основе программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). При работе над коррекцией речи мы опирались на следующие п ...

Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы
В методике преподавания литературы исследованы классификация, содержание, структура урока, его нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, роль в нем проблемной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер, возмож ...

Подготовка педагога дополнительного образования к владению воспитательными технологиями развития социальной активности
В ходе опытно-экспериментальной работы нами было апробировано следующее педагогическое средство воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» - развитие подготовленности педагога дополнительного образования к владению воспитат ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru