Проблема мотивации учащихся в современной системе образования

Образование и воспитание » Рейтинговая система контроля и оценки знаний » Проблема мотивации учащихся в современной системе образования

Страница 1

Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия.

Мотивация – довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности.

Структура мотивации формируется в результате осмысленного отражения действительности. Смысл деятельности человека, в том числе и учебной, не только в том, чтобы получить определенный результат, но и в самой деятельности, в том, чтобы проявлять физическую и умственную активность. Так же как и физическая, мышечная активность, умственная активность сама по себе доставляет человеку удовольствие и является специфической потребностью.

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти регресс, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики.

Результаты диагностики степени готовности первоклассников к обучению в школе, один из диагностических компонентов которой – мотивационная готовность к обучению, свидетельствуют, что среди учеников, поступивших в школу, более половины имеют высокую степень учебной мотивации, остальные – среднюю. Причем все учащиеся хотят в школу (“В школе интересно, узнаю много нового”), желают учиться (“Хочу быть умным, все знать”, “Научусь считать и красиво писать”), готовы к принятию нового статуса – ученика (“На уроке надо быть внимательным, не баловаться, слушать учителя”).

На протяжении многих лет уровень школьной мотивации учащихся начальной школы оценивается также в рамках мониторинга “Готовность учащихся начального звена к обучению в средней школе” по анкете Н.Г.Лускановой, что позволило выявить тенденцию значительного снижения учебной мотивации учащихся по мере их обучения.

Изучение педагогических и психологических разработок по мотивации, показало, что мотивационная сторона учения школьника в практике обучения, по мнению ученых, наименее управляема (М.В.Матюхина, 1984). Формирование мотивации подчас идет стихийно, являясь скорее результатом достижения отдельных передовых учителей, чем предметом целенаправленной систематической работы.

В.С.Мерлин считал, что “необходимо управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний”, иначе приобретение знаний становится неким механическим, неосознанным процессом. На уроке же учитель зачастую нацеливает учеников на выполнение определенных учебных действий, операций (“Вы должны уметь решать такой-то тип уравнений, задач, это пригодится на контрольной, на экзамене” и т.п.). Часто школьники учатся, не осознавая цикла всей учебной деятельности, при этом не отдают себе отчета в том, зачем они учатся и чем руководствуются в учении. Учебная мотивация в рамках личностно-ориентированного, гуманистического, подхода должна идти не через принуждение, а через осознание.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

История развития учебного кино
Учебное кино стало развиваться сразу после изобретения кинематографа братьев Л. и О. Люмьер (1895). В 1898 во Франции снят первый учебный фильм. Начальный этап становления У. к. характеризовался случайностью тематики и научного поиска. В 1908 производство учебных фильмов началось в США, где Т.А. Эд ...

Понятие и характеристика умственной отсталости
Согласно общепринятой оценке, умственной отсталостью страдает приблизительно 2,5-3 % всего населения. По данным, опубликованным в начале 1990-х гг., в мире насчитывалось около 7,5 миллионов людей с умственной отсталостью. При этом лишь у 13 % из этого числа умственная отсталость достигла степени бо ...

Анализ методик обследования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В эмпирическом исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Всего было обследовано 20 человек (10 детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи – экспериментальная группа и 10 детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием – контрольная группа). Исследовани ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru