Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции » Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы

Страница 2

Таким образом, возможности использования иллюстративного материала, находящегося на различных серверах, станут гораздо шире, если учитель не только будет демонстрировать их учащимся, но и привлечёт школьников к работе с этими ресурсами на уроке.

Направляющую роль педагога это не отменяет, т.к экспериментальная работа Ивановой Ю.В. началась именно с создания учителем Интернет-ресурсов с гиперссылками для удобства и оперативности будущей работы. Файл был помещён в специальную папку, к которой впоследствии обращались ученики. За неполный год размер списка увеличился силами самих девятиклассников.

В классе есть дети, которые посещали курс дистанционного обучения информатике (Томский университет), другие только начали изучать предмет, поэтому работа была организована в группах (парах). Следует отметить, что из 25 учащихся навыки работы с Сетью были уже у 17.

Большую методическую помощь окажут виртуальные экскурсии по литературным местам и домам-музеям, которые познакомят учащихся с теми знаковыми для литературы местами, в которых современный школьник может иначе так никогда и не побывать. Учащиеся с большим интересом воспринимают этот вид работы, кроме того, по ходу экскурсии всегда есть возможность обратиться к произведениям писателя или воспоминаниям о нём современников. Изучение литературы в школе предполагает постоянное обращение к текстам художественных произведений. Однако ценность выложенных на сайте текстов подлежит сомнению: чтение с экрана во многом затруднительно, выложенное в Сети литературное произведение (и даже распечатанное) теряет во многом свои воздействующие свойства (листок с напечатанным текстом не есть художественное произведение). Кроме того, многие литературные произведения представлены не полностью, в результате чего нарушается целостное восприятие художественного текста, а знакомство с ними остаётся не замеченным душами учеников. Где же он, "труд читателя"? Поэтому работу с текстом произведения не целесообразно целиком строить на основе выложенных на сайтах текстах: книга по-прежнему должна оставаться основным и обязательным атрибутом урока литературы. Однако есть случаи, например, при анализе поэтического текста, когда использование текстов с сайтов становится плюсом, а не минусом. Так, во много раз интенсивнее станет процесс по нахождению изобразительно-выразительных средств. Кроме того, количество имеющихся в Интернете стихотворений гораздо больше, чем ученик может принести на урок, т.е. в случае необходимости можно обратиться к гораздо большему количеству произведений. Наличие в сети словарей (толковых, литературоведческих и проч.) очень помогает при анализе поэтического текста, т.к позволяет быстро вспомнить определение термина или способ определения размера. Кроме этого, Ивановой Ю.В. был апробирован такой вид работы, как обучение стилистическому анализу произведения (отрывка) по заранее заготовленному плану-шаблону. После знакомства с образцом подобной работы, учащиеся должны были только проиллюстрировать теоретические положения примерами из текста, что, безусловно, помогло сэкономить время на уроке, заинтересовать учеников.

Многие литературно-методические сайты содержат сведения по теории литературы, при некоторых открыты форумы (на некоторых сайтах они называются "гостиные"), где учителя и учащиеся могут вступить в дискуссию (с коллегами и ровесниками). Участие в форумах, обсуждениях с ровесниками интересующих учащихся вопросов и проблем, конечно же, формирует множество полезных способностей общего и собственно литературного плана: коммуникативных, творческих, критических, аналитические и т.д.

Этим же целям может служить и e-mail. Работа с почтой имеет несколько перспективных направлений. Во-первых, в полном объёме формирует навыки создания текстов эпистолярного жанра (столь любимые детьми SMS мало этому способствуют). Во-вторых, благодаря возможностям электронной рассылки, возможно формирование навыков рецензирования (аннотирования) творений одноклассников. Психологами установлено, что для подростка мнение ровесника гораздо важнее мнения взрослого (учителя), поэтому сочинение отправляется на адрес кого-то из одноклассников (причём имя не указывается) и оценивается последним. Такой вид работы способствует повышению ответственности (с обеих сторон), самостоятельности, критичности, воспитанию толерантности. Учитель контролирует процесс и оценивает затем обе работы.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Выявление влияния стиля семейного воспитания на уровень адаптации детей с ДЦП и без данной патологии к школе
С помощью опросника для определения школьной адаптации учащихся начальных классов, методики Баркан А.И.РОД, проведении однофакторного дисперсионного анализа(ANOVA) мы выявили отсутствие влияния стиля семейного воспитания на уровень адаптации детей с ДЦП и без данной патологии. Полученные данные отр ...

Анализ сервисных услуг Центра Развития Ребенка «ЛИМПИК»
Частное образовательное учреждение Дошкольного и начального общего образования «Умный Мир» представляет свои услуги для населения в Центрах Развития Ребенка «Лимпик». Основные направления деятельности ЦРР «Лимпик»: Направление Вид Что представляет Спорт-Лимпик Секции Атлетизм; Восточные танцы; Дзюд ...

Понятие преобразования
Изложение теории геометрических преобразований начнём с общих определений. Определение. Отображением f множества X в множество Y называется такое соответствие, при котором каждому элементу x множества X соответствует вполне определённый элемент y множества Y. Oобозначение.f: X Y Элемент y называетс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru