Третий вариант.
Лекция учителя, в которой он раскрывает наиболее сложные проблемы произведения, отвечает на вопросы, которые возникли у школьников в процессе его изучения. Например, в лекции, заключающей изучение романа "Евгений Онегин", учитель говорит о нем как о вечно живом произведении, вызвавшем горячие споры при появлении и в последующие десятилетия, вплоть до нашего времени, о значении романа в истории литературы и в наши дни.
Надо отметить и такую разновидность уроков первого типа, как урок синтетический, на котором учитель читает небольшое произведение (преимущественно стихотворение), разбирает его и в конце урока весь материал обобщается. Такие уроки практикуются большей частью в средних классах, но иногда проводятся и в старших. Предлагаемая типология уроков касается всех классов от 5 до 11. Но естественно, более разнообразны по типам и видам уроки в старших классах, почему и примеры приводятся преимущественно из области работы в старших классах. Один и тот же вид урока, проведенный в средних, особенно в 5-6 классах, будет отличаться от того же типа и вида урока в старших классах по своей структуре.
Уроки первого типа занимают преобладающее место в системе занятий во всех классах, особенно в средних.
Уроки изучения теории и истории литературы.
Как известно, основы знаний по теории и истории литературы школьники получают в процессе изучения конкретных художественных произведений. Однако нужны и отдельные уроки, специально посвященные этим разделам курса. Вне системы необходимые знания ни воспринять, ни тем более усвоить невозможно. Эти уроки требуют иной работы, иных умений, чем уроки изучения художественных произведений, хотя и связаны с ними. Приведем несколько примеров уроков разных видов.
Уроки формирования теоретико-литературных понятий.
Хотя фактическую основу литературоведения составляют главным образом художественные произведения, уроки по теории и истории литературы принципиально отличаются от уроков по изучению произведений по материалу, целям, характеру учебной деятельности, по умениям и навыкам. Учащиеся здесь имеют дело с логикой науки. Сложность заключается в том, что если при анализе произведений каждый его компонент (образ, композицию, язык и пр) школьники стремятся связать с целым и рассматривать этот компонент в его неповторимом своеобразии в едином стиле произведения, то на уроках теории из ряда изученных произведений отвлекается один компонент (например, композиция) как общий для всех, хотя он и проявляется каждый раз своеобразно.
Уже в средних классах, и особенно в 8 классе, целесообразны специальные уроки по теории литературы, тем более что программа требует систематизации сведений по теории.
Нужен специальный урок в 9 классе по теории стихосложения на основе изучения стихотворных произведений Пушкина и Лермонтова, причём в дальнейшем сформированные теоретические понятия должны закрепляться, повторяться и углубляться. Так, в 11 классе необходимо ещё раз вернуться к теории стиха в связи с изучением творчества А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина и других советских поэтов. Естественно, что анализ стиха поэтов непосредственно связывается с другими характерными особенностями их стиля.
Уроки усвоения научных, литературно-критических статей.
Уже обучение школьников работе над более или менее сложными главами учебника может потребовать целого урока. Тем более специального внимания требует обучение старшеклассников работе над критическими статьями Н.А. Добролюбова, Д.В. Чернышевского, Н.Н. Страхова, А.В. Дружинина, И.А. Ильина, И. Эренбурга, Н.В. Володиной. Надо учить школьников не просто запоминать важнейшие положения читаемых работ, но понимать ход мысли автора, аргументацию, уметь подтверждать своими примерами выводы автора, превращать их в собственные убеждения. Для такого вида уроков характерно сочетание репродуктивного метода с исследовательским, как это было показано выше.
Уроки по биографии писателя.
Это может быть живой и эмоциональный рассказ учителя, включающий отрывки из воспоминаний современников, иллюстрированный портретами, документами и другими материалами. Могут быть и краткие сообщения учащихся. Но во всех случаях надо дать живой, неповторимый, оригинальный, привлекательный образ писателя - творца, человека и гражданина, не скрывая сложности, подчас противоречивости характера, взглядов, творчества. Беда, когда живой образ творца и гражданина исчезает в бесконечно растянутом (на протяжении нескольких недель) обзоре творческого пути писателя, как это бывает иногда при изучении А. Пушкина, Л. Толстого, М. Горького.
Полезная информация:
Методическая организация познавательной активности учащихся на уроках
английского языка
Основной формой организации учебной и воспитательной работы, где находят отражение все достижения современной педагогической науки является урок. Как дидактическая система урок имеет составляющие компоненты: цель, содержание, методы, структура. В методической литературе компоненты обозначаются и ст ...
Сущность экологического воспитания дошкольников
Любой вид деятельности, в том числе и природоохранной, опирается на ряд принципиальных положений и убеждений. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие: Ø формирование ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть воспитания. В этом процес ...
Реализация принципа научности
При реализации этого принципа необходимо показывать учащимся то, что окружающий мир познаваем, человеческие знания о нем, проверенные практикой дают объективную верную картину мира. Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа: обучайте на основе нов ...