Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек-символов. Это можно сделать в свободное от занятий время. Ребенок самостоятельно придумывает свой символ, затем при обсуждении группа ребят выбирает наиболее подходящий. Возьмем рассказ В. Осеевой «Плохо». Дети дополняют изображения на карточках сами и объясняют, почему так, а не иначе.
Очень удобно использовать прием эмпатии. Например, при помощи наводящих вопросов педагога ребенок входит в роль собаки, которая лает» …яростно, припадая на передние лапы…», или в роль взъерошенного котенка, у которого шерстка приподнята кверху.
При составлении карточек – символов, обозначающих действия, признаки предметов или состояния (весело, яростно, жалобно и т.д.), для более полного понимания необходимо с детьми поиграть, воспроизвести действие на эмоционально – жестовом уровне.
Когда в тексте встречается много слов, принадлежащих к одной части речи, педагог может вести такую работу с символикой: выставить ряд карточек, и дети по ходу текста из множества предложенных выбирают нужную.
Применение карточек – символов требует учета возрастных особенностей.
При заучивании наизусть символами можно заменить почти любое слово.
Иногда символическая аналогия позволяет записать целое предложение на одной карточке.
При заучивании более сложного текста некоторые слова можно заменять соответствующей буквой или оставлять крупно напечатанными на карточке.
Карточки – символы характеризуют каждую часть и дают возможность не упустить главную мысль произведения. Не забывайте проигрывать слова-действия и слова – определения. Для пересказа среднего по величине текста символами можно выделять главные опорные слова. Очень длинный текст удобно пересказывать по схеме – плану. Покажем это на примере сказки К. Ушинского «Умей обождать». Текст можно разделить на такие части.
Карточки – символы характеризуют каждую часть и дают возможность не упустить главную мысль произведения.
Для более глубокого эмоционального восприятия новой сказки или рассказа также можно использовать символическую аналогию. Чаще всего это описание сказочных героев и относящихся к ним предметов.
Для изучения способности детей к знаково-символическому опосредованию используется «Диагностика готовности ребенка к школе» – Н.Е. Вераксы М. Мозаика – Синтез, 2007 г.
Вопросы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1. какая картинка больше всего подходит для спорящих людей? | |||||||||||
2. какая картинка больше всего подходит друзьям? | |||||||||||
3. какая картинка больше всего подходит для новогодней открытки? | |||||||||||
4. какой предмет больше всего подходит первокласснику? | |||||||||||
5. какая маска больше всего подходит Бармалею? | |||||||||||
6. материал какого цвета больше всего подойдет для платья Бабы-яги? | |||||||||||
7. какая картинка больше всего подходит, чтобы передать настроение грустного мальчика? | |||||||||||
Полезная информация:
Психо-физиологические
и психологические особенности студентов и их учет при
разработке и использовании информационных технологий
обучения
Формирование специалиста в условиях информатизации образования опирается на исходные функциональные и психо-физиологические возможности обучаемого, активное использование им собственных интеллектуальных усилий. Проведенное в рамках настоящего исследования экспериментальное обучение, а также результ ...
Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью
слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Целью исследования является изучение особенностей овладения лексической сочетаемость слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Задачи исследования: 1. Изучение анамнестических данных; 2. Подбор и описание диагностических методик;, 3. Проведение экспериментального исследования ...
Содержание и организация исследования уровня сформированности
грамматического строя речи
В процессе исследования была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и определить основные направления необходимой коррекционной работы. Для достиже ...