Исключение из школы или перевод в другой класс как одна из форм наказаний является самой жесткой, однако ее целесообразность, мягко говоря, вызывает сомнения. Так как в действительности перевод в другой класс и тем более в другую школу оправдывает себя редко, и делать это надо лишь в том случае, если есть достаточная обоснованная уверенность, что это наказание принесет реальный воспитательный эффект. Бывают случаи, что директора двух - трех расположенных недалеко друг от друга школ заключают между собой что-то вроде негласного сепаративного "договора": ты ко мне переведешь - я к тебе переведу, он к тебе, я к нему и так далее. Гласное решение вопроса на совместном совещании администрации, общественных организаций, учителей обеих школ - вот единственно возможный путь для педагогически целесообразного решения подобной ситуации.
Наряду с предусмотренными официальными документами, в школах используются и такие педагогически целесообразные формы наказания, применение которых связано с традициями, особенностями конкретных коллективов. Используется, в частности, такая форма, как поручение дополнительных трудовых обязанностей.
Другой формой наказания, также обусловливающей регулирование прав и обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой формы целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими одноклассниками.
Заканчивая главу, хотелось бы сказать, что мы сосредоточили внимание на наиболее основных видах и формах поощрения и наказания, которые наиболее часто используются в качестве методов стимулирования деятельности школьников.
Полезная информация:
Роль общения и взаимодействия со взрослыми для развития личности
ребенка
М.И. Лисина проводила исследования, которые показали, что общение с взрослым создает оптимальные условия для развития личности ребенка, его произвольности, самосознания, личностных качеств, влияет на формирование внутреннего плана действий и сферы его эмоциональных переживаний, служит образцом пове ...
Ступени и ход обучения
Многостороннее образование, писал Гербарт, должно быть цельным и единым, но только не поверхностным и легкомысленным отношением к делу. Цветок не должен разрывать своей чашечки, говорил он, подчеркивая мысль о том, что обучение должно представить картины мира в сознании учащегося как единое целое. ...
Содержание воспитания
Воспитание, возможно, наиболее традиционная и наиболее спорная область педагогики. Причем, острота дискуссий здесь не ослабевает при переходе от теории к практике и наоборот. Один из наиболее спорных вопросов - содержание воспитания. Причем, разночтения начинаются уже с самого понимания категории « ...