Оценка условий социальной среды проводилась по факторам среды, способствующим формированию (созреванию) психологической готовности к переходу в среднее звено обучения, выделенным нами во второй главе настоящей работы. Наличие или отсутствие выделенных нами факторов в социальной сфере можно проверить с помощью следующих параметров:
1. Фактор свободы и возможности свободных, самостоятельных, авторских действий:
Наличие у ребенка возможности участвовать в регламентации собственной жизни; авторство ребенка во временной организации собственной жизнедеятельности (выработка норм и правил жизнедеятельности, участие в регламентации собственного времени, самостоятельная установка режима дня и т.п.);
Авторство ребенка в создании архитектурно-пространственного компонента среды (сюда входят: наличие возможности самостоятельно менять обстановку, наличие у ребенка собственного пространства, территории, контроль над нею и т.п.);
Авторство ребенка в деятельном компоненте социальной среды (возможность выбирать вид деятельности и ее содержание, возможность изменить уже выбранную деятельность согласно интересу и предпочтению, участие ребенка в регламентации деятельности);
Наличие у ребенка возможности включаться в какое-либо дело или стать его автором.
2. Фактор общения и взаимодействия между ребенком и взрослым:
реальное общение между взрослыми и детьми;
совместное проектирование настоящего и будущего взрослых и детей в межличностном общении, совместной деятельности в виде целей и программы деятельности;
наличие побуждения со стороны педагогов к активности ребенка, к принятию самостоятельных решений и т.п.
3. Фактор – совместная деятельность детей и взрослых:
Совместное планирование, организация и осуществление деятельности (групповое целеобразование, совместное распределение функций, задач, прав обязанностей и ответственности, совместное осуществление деятельности);
групповое оценивание результата деятельности.
4. Игровая деятельность:
Организация взрослыми игры таким образом, чтобы заканчивали, инициировали ее дети.
Методы, используемые в оценке условий социальной среды:
Наблюдение за условиями жизнедеятельности воспитанников;
Внеситуативно-личностная беседа, с помощью которой выяснялось, насколько ребенок в условиях учреждений может совершать свободные, авторские действия (к примеру, менять обстановку по собственному усмотрению), насколько он участвует в организации собственного режима дня, участвует в выработке правил и норм жизни и т.п. Вопросы в беседе не были четко определены. Они задавались в соответствии с выделенными критериями оценки условий и, если было нужно, конкретизировались или уточнялись.
Первый фактор – это свобода, наличие свободного пространства для свободных, автономных, авторских действий.
Параметры, характеризующие данный фактор, как показало исследование, практически не реализуются.
Наличие у ребенка возможности участвовать в регламентации собственной жизни авторство ребенка во временной организации собственной жизнедеятельности:
Вся деятельность ребенка планируется и регламентируется общим режимом жизнедеятельности. Возможности ребенка участвовать в регламентации собственной жизни, возможность изменить уже существующие правила достаточно ограничены. Режим жизни устанавливается администрацией, даже свободное время у детей расписано – музыка, танцы, хор и т.п.
Авторство ребенка в создании архитектурно-пространственного компонента среды также ограничивается. Имея собственную комнату, ребенок не может изменить свое пространство согласно собственному «вкусу», потребностям. Без разрешения воспитателя ребенок ничего изменить не может: передвинуть кровать, стол, шкаф, повесить на стенку какую-либо понравившуюся ему картинку и т.п.
Полезная информация:
Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией
познавательной активности
Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, чт ...
Современные модели процесса обучения: внешние и внутренние признаки
Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: совм ...
Роль дошкольного образовательного учреждения в
формировании здорового образа жизни у старших дошкольников
Формирование основ здорового образа жизни у детей - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. Не уделяется до ...