Особенности развития описательно-повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня

Образование и воспитание » Особенности развития описательно-повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении.

Монологическая речь – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием

успешности обучения ребенка в школе.

Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико – фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухов).

К числу важнейших задач логопедической работы со школьниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению.

По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной, и прежде всего мыслительной деятельности, и со своей стороны, влияющая на развитие логического мышления и словесно – логической памяти.

Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева и другие. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной описательно – повествовательной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения. Этим обусловлен выбор темы нашей курсовой работы «развитие описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня».

Цель исследования:

выявить особенности развития описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.

Объект:

развитие связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.

Предмет:

развитие описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.

Гипотеза:

развитие описательно – повествовательной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня будет успешно, если учитель будет:

- учитывать уровень речевого развития учащихся;

- создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение;

- побуждать учеников высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению.

Задачи исследования:

1 Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме развития связной монологической речи у младших школьников;

2 Раскрыть особенности описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня;

3 Выявить уровень развития описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня;

4 Разработать методические рекомендации по развитию описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.

Методологическая основа исследования:

концепция Ж.Пиаже «Монологическая речь как речь эгоцентрическая»; концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); Л.С. Выготский «Учение о зоне ближайшего развития».

Методы:

1. Теоретические: анализ педагогической, психологической, логопедической и методической литературы;

2. Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий этап), педагогическая диагностика речевого развития учащихся с использованием методики Фотековой Т.А., пособия И.Н. Садовниковой;

3. Интерпретационные: анализ полученных результатов.

Теоретическая значимость

работы заключается в уточнении роли обучения описательно – повествовательной монологической речи у детей с ОНР III уровня в первом классе.

Практическая значимость

заключается в том, что предложенные в работе методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов для обучения описательно – повествовательной монологической речи детей первого класса с ОНР III уровня.

Полезная информация:

Состояние функции словообразования
При обследовании функции словообразования мы выделили 4 группы по степени сформированности функции. Первая группа со степенью сформированности выше среднего (2,9- 2,7 б.) – 2 чел. Детьми допущены ошибки при образовании имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды) ...

Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста
Основной проблемой диагностики детской агрессивности является подбор методически правильных, надежных и репрезентативных методик, которые позволяют создать общую картину социального взаимодействия ребенка с окружающим его социальным миром. Диагностика была проведена базе средней общеобразовательной ...

Понятие деятельности
Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Теория деятельности возникла еще в древности. Большой вклад в ее развитие внесли средневековые философы. Но подлинно философскую теорию деятельности создали немецкие классики – философы К ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru