Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении.
Монологическая речь – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.
Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием
успешности обучения ребенка в школе.
Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико – фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухов).
К числу важнейших задач логопедической работы со школьниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению.
По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной, и прежде всего мыслительной деятельности, и со своей стороны, влияющая на развитие логического мышления и словесно – логической памяти.
Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева и другие. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной описательно – повествовательной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения. Этим обусловлен выбор темы нашей курсовой работы «развитие описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня».
Цель исследования:
выявить особенности развития описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Объект:
развитие связной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Предмет:
развитие описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Гипотеза:
развитие описательно – повествовательной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня будет успешно, если учитель будет:
- учитывать уровень речевого развития учащихся;
- создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение;
- побуждать учеников высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению.
Задачи исследования:
1 Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме развития связной монологической речи у младших школьников;
2 Раскрыть особенности описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня;
3 Выявить уровень развития описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня;
4 Разработать методические рекомендации по развитию описательно – повествовательной монологической речи у младших школьников с ОНР III уровня.
Методологическая основа исследования:
концепция Ж.Пиаже «Монологическая речь как речь эгоцентрическая»; концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); Л.С. Выготский «Учение о зоне ближайшего развития».
Методы:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической, логопедической и методической литературы;
2. Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий этап), педагогическая диагностика речевого развития учащихся с использованием методики Фотековой Т.А., пособия И.Н. Садовниковой;
3. Интерпретационные: анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость
работы заключается в уточнении роли обучения описательно – повествовательной монологической речи у детей с ОНР III уровня в первом классе.
Практическая значимость
заключается в том, что предложенные в работе методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов для обучения описательно – повествовательной монологической речи детей первого класса с ОНР III уровня.
Полезная информация:
Этиология и клинические варианты общего недоразвития речи
Исследователи аномальной детской речи давно поднимали вопрос о неправомерности постановки "речевого диагноза" только на основании описания у детей особенностей их речевых средств общения, взятых в статике и в отрыве от общей клинической картины. Различные неблагоприятные воздействия, как ...
Закономерности педагогического процесса
Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогического процесса – это объектив ...
Рекомендации по руководству командно-игровой деятельностью
Игра существенно влияет на психическое состояние учащихся и, как следствие, на характеристики процесса обучения и его результаты. С одной стороны, учебный материал усваивается лучше и с меньшим напряжением сил, если это происходит в условиях повышенной мотивации познавательной и трудовой деятельнос ...